ВОИ ОБРАТИЛО ВНИМАНИЕ НА ПРОБЛЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ ЛЬГОТНЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ

11 ноября в Москве прошел Всероссийский конгресс «Право на лекарство», на котором обсуждался вопрос доступности лекарственных средств. Участники конгресса отметили, что прием лекарственных средств – это жизненная необходимость, особенно, если речь идет об инвалидах.

Заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Олег Рысев рассказал, что со дня своего основания в 1988 году Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) уделяет особое пристальное внимание вопросам лекарственного обеспечения инвалидов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

«Представители нашей организации принимают участие на постоянной основе в совещательных, коллегиальных структурах, созданных при органах государственной власти. На федеральном уровне мы участвуем в Общественном совете при Министерстве здравоохранения РФ и Совете общественных организаций при Росздравнадзоре. Кроме того, налажено рабочее взаимодействие с Минздравом России по рассмотрению проектов законодательных и нормативно-правовых актов».

В своем выступлении Олег Рысев напомнил участникам Конгресса, что в Российской Федерации в течении более 30 лет  формировалось федеральное законодательство, регламентирующее порядок обеспечения льготными лекарственными средствами  (ЛС) инвалидов. Следует отметить такие основополагающие правовые документы, как:

— Федеральный Закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;

— Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год» с изменениями, внесенными распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. N 3781-р, утвердившее Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (ЖНВЛП) на 2022 год и вступившее в силу с 1 января 2022 года.

Согласно этим документам, право на льготы на лекарственное обеспечение напрямую зависит от принадлежности к конкретной категории (инвалид, ветеран, чернобылец и т.п.). Кроме того, исходя из разных источников финансирования существует два вида льготников: федеральные и региональные.

Согласно статье 6.1. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды являются федеральными льготниками и имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Этот «социальный пакет» включает в себя следующие услуги: обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, санаторно-курортное лечение и проезд на железнодорожном транспорте. Отказаться или вернуть право на соцпакет или на одну из указанных услуг можно один раз в год до 1 октября, при этом право возникает с 1 января следующего года.​ Следовательно, инвалид как федеральный льготник должен сделать выбор: получать в натуральном виде лекарственные средства, или получать денежную выплату.

Однако в соответствии с приложениями №1 и №2 Постановления Правительства № 890 от 30 июля 1994 г. инвалиды имеют право на получение льготных (бесплатных и с 50% скидкой) льготных лекарств из регионального бюджета при наличии тяжелых заболеваний входящих в вышеуказанные приложения (диабет, онкология, эпилепсия, ВИЧ, СПИД и т.п.). Следовательно, при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890.

Зампредседателя ВОИ отметил, что оценивая ситуацию в части лекарственного обеспечения инвалидов в субъектах РФ, региональные организации ВОИ в своих отчетах за 2021 год указали на то, что потребности населения в льготном лекарственном обеспечении за последние годы существенно выросли, а объемы финансирования почти остались прежними. При этом общий размер субвенций субъектам РФ определяется исходя не из реальной потребности льготников в лекарственных препаратах, а на основе численности льготников, не отказавшихся от социальной услуги.

«Проблема в получении инвалидами лекарственных препаратов существует, в связи с чем большинство инвалидов предпочитают отказаться от соцпакета в пользу денег  из-за систематического отсутствия необходимых лекарственных препаратов в аптеках и в связи со сложностью механизма их получения. Вопрос усугубился с решением заменить импортные лекарственные препараты на отечественные аналоги. Врачи выписывают популярные импортные препараты, а аптеки предлагают отечественные. Во многих случаях они уступают в эффективности импортным налогам», — заявил Олег Рысев, добавив, что сегодня существует серьезная проблема недостаточного финансирования льготного лекарственного обеспечения. Потребности населения в лекарственных препаратах за последние годы существенно выросли, а объемы финансирования почти остались прежними».

На основе представленной информации из отчетов региональных организаций ВОИ за 2021 год можно выделить главные проблемы, имеющиеся в сфере обеспечения инвалидов лекарственными средствами.

Основная проблема – это недостаточное финансирование, и соответственно, влекущее за собой отсутствие ЛС в аптеках. После принятия Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ гражданам предоставлено право на получение фиксированной выплаты к пенсии вместо оказания социальной услуги. Это привело к перераспределению финансовых средств – теперь субвенции и трансферты выделяются только на льготное лекарственное обеспечение граждан, нуждающихся в наиболее дорогостоящем лечении.

Кроме того, отмечается недостаточное количество аптечных организаций, особенно в сельских и отдаленных районах. Зачастую сельские жители тратят целый день на поездку в соцаптеку и выясняют, что нужного лекарства в наличии нет.

Многие инвалиды отмечают отсутствие рецептурных лекарственных средств, особенно дорогостоящих.  Дорогостоящие, но жизненно необходимые препараты не всегда закупаются аптечными учреждениями, а лечащие врачи, чтобы не создавать напряженную ситуацию, заменяют их на более дешёвые аналоги, зачастую не имеющие действенного эффекта. Кроме того, в 2021 году наблюдался дефицит импортных лекарств при отсутствии российских аналогов. Не редко, на момент обращения больного в аптеку, лекарственных средств из федерального перечня не бывает в наличии, в результате чего создаётся очередь на получение требуемых препаратов.

Также отмечаются низкая эффективность многих отечественных лекарственных средств и сложная и длительная процедура получения рецептурных препаратов.

Эти и другие недостатки являлись причиной отказа инвалидов от получения лекарственных препаратов по социальному пакету – более  70% в 2020 году и аналогичная цифра отказников выявилась и в отчетном периоде.

Не решена ситуация с отложенными рецептами. Норма об отложенном обслуживании льготных рецептов в аптеке утратила свою силу. С 1 сентября перестал действовать п.12 приказа Министерства здравоохранения № 1093н от 24.11.2021 о правилах отпуска лекарственных препаратов аптечными организациями, который предусматривал отсроченное обслуживание льготных рецептов. По приказу льготника обязаны обеспечить препаратом в течение 1—10 рабочих дней, в зависимости от категории рецепта. Запись об обращении пациента аптека фиксировалась в журнале отсроченного спроса. Отмена ведения журнала приведет к тому, что пациенты не смогут доказать свой факт обращения в аптеку и отстоять в случае необходимости свои права в суде.

В подавляющем количестве регионов отмечается, что все больше инвалидов отказываются от «социального пакета» в части льготного получения лекарств в пользу денежной доплаты к пенсии. Между тем, еще в ноябре 2018 года в Санкт-Петербурге Президент России Владимир Путин на выездном  совещании, на котором обсуждались проблемы доступности медикаментов для населения, механизмы контроля качества лекарственных средств, практика региональных закупок препаратов для льготных категорий граждан,  обратил внимание на неравенство в финансировании льгот, когда в разных регионах средние расходы на лекарства для одного льготника различались в регионах в несколько раз. Разными были и перечни препаратов, которые доступны льготным категориям граждан.

Еще тогда было отмечено, что существующая система льготного обеспечения лекарствами малопродуктивна, к сожалению, и не учитывает потребности конкретного человека.

Следовательно, в настоящее время в Российской Федерации сложилась такая ситуация, которая требует скорейшего вмешательства с целью кардинально улучшить положение льготных категорий граждан, и в первую очередь людей с инвалидностью.